B

Danish

Hand Carved

Svendborg

Jan Hansen

 

Отдана в добрые руки

Sold

Jan Hansen (Svendborg) freehand bent

Обычно мастерские трубки опознавать не требуется — на них есть клеймо. Конечно, если клеймо стёрлось (или вдруг не проставлено, хотя это — редкость, и, как правило, означает, что мастер эту трубку продавать не собирался), тогда возможна угадайка. Хотя и она довольно условная — индивидуальный почерк мастера, если он действительно мастер, узнать несложно. В случае, положим, с Дедом Иварссоном и клейма чаще всего не надо, хватит и формы.

Интереснее, если мастер работает на производстве, у которого есть собственное клеймо. В таких случаях имя резчика, как правило, не ставится. Нередко это и не нужно: положим, самые дорогие трубки Pibe-Dan резали Свен Кнюдсен и Герт Холбек, а в каталоге автор шейпа указан явным порядком. Впрочем, и там без Сикстена не обошлось, но тот просто запродал фирме часть стэнвелловских шейпов, а не делал оригинальные формы под заказ…

Контору под названием Svendborg учредили в 1969 году совсем молодые тогда Тао Нильсен и Пол Илстед. Изначально предполагая, что совместная продукция будет носить совместное же клеймо. И всё бы ничего, только стартового капитала не было — лишь опыт работы и понимание того, что хочется делать.

Помощь молодым талантам пришла в лице банкира Хенрика Йоргенсена. Человека, уникального даже по датским меркам. Он забросил весьма доходный бизнес ради производства трубок — занятия куда более сомнительного и рискового, и уж точно куда менее доходного. Причём не просто забросил — Хенрик вложил в создаваемое производство личные средства. Да и это не просто так — ему и самому нравилось резать трубки, хотя времени для этого катастрофически не хватало что в бытность финансистом, что во время управления мануфактурой.

Тао и Пол вклад оценили. Довольно быстро производство стало расширяться, и максимальный штат резчиков достиг 17 человек. Когда рядом появились мастера калибром поменьше и дымом пожиже (это вовсе не означает принижения неизвестных резчиков! просто, как ни крути, опыта и навыков у Илстеда с Нильсеном было всяко побольше), образовалась проблемка. А именно: трубки, которые продолжали резать мастера-основатели, надо было как-то выделять из общей массы. Собственно, они и так выделялись, но не мешало это реализовать посредством клейма.

Самое простое, что напрашивается — делать, как делают нынче Банги для своих именных произведений. Но это напрашивается для нас, а в традиции начала 70-х было как раз строго наоборот — под брэндом имя мастера не ставилось, и хоть ты тресни. К тому же сплошь и рядом трубки недолгого периода, когда в конторе работали и Тао, и Пол, не имели кого-то одного в роли безусловного исполнителя. Шейпы они придумывали совместно, работали тоже — и было бы несправедливо указывать какое-то одно имя. А если указывать оба — тогда к чему вообще этот Svendborg, спрашивается? Опять же, это не на пользу развитию брэнда…

Поначалу решили заюзать имя главного вдохновителя и кормильца. Хенрик, узнав, наложил запрет. На вопрос, с чего бы это, он указал на планируемую маркировку — его инициалы на мундштуке. И вредно поинтересовался: буквы HJ ничего никому не напоминают? Особенно в свете планируемой экспансии на германской рынок, не?

Мужики охнули, покраснев: аббревиатуру «HJ»* даже в Дании помнили и спустя четверть века после её упразднения. А уж в Германии… Заюзывать её на чём угодно — и впрямь не лучший способ продвигать товар. Но что тогда? А тогда, сказал Хенрик, мы поменяем буквы местами. И что, спросили мужики. А то, ответил Хенрик, что у нас получается аббревиатура датского национального экземплификанта** — Яна Хансена. Вот пусть Ян и будет тем самым мастером, работающим под нашей крышей. Мало ли в Бразилии Педров в Дании Хансенов? И никому обидно не будет, и фирме очевидный профит, и само решение довольно оригинальное. Ну в самом деле: представим на минутку, что PS клеймит часть трубок именем Ивана Иванова, а ещё круче — Васи Пупкина. При сообразной подаче можно раскрутить очень недурно продающуюся линейку. А если кого сей пример обидит, напомню, что в большинстве стран экземплификант не содержит настолько уничижительной коннотации, как у нас. Это просто нечто среднее между «инкогнито» и «имярек».

Так был создан первый в трубочном мире виртуальный мастер. И пока Илстед не убыл в свободное плавание, реальные трубки маркировали виртуальным именем. Потом — по инерции — какое-то время работы уже одного Тао клеймили «хансеном». А когда уже и Тао стал поглядывать на сторону, виртуальный резчик окончательно ушёл в историю. Оставив, впрочем, энное количество чертовски интересных трубок.

Большинство их, понятно, сделаны под фильтры — этого требовала германская мода. И эта труба — не исключение. И несмотря на то, что лично мне пофиг, я таки решил попробовать избавиться от главной беды любых фильтровых труб — излишней водянистости. Дым сперва выходит в довольно широкую камеру, потом в конце её резко сгоняется в довольно узкий дымканал. В результате чего довольно бодро образуется конденсат. Граждане недовольны, и по домам не спешат.

Результаты иск-перимента мне так понравились, что решил все остальные свои фильтровые приборы точно так же обработать. Благо, это снаружи никак не заметно — да и как заметишь, что вместо резкого уступа в мундштуке теперь плавный конус? Кстати, тем, кто привык курить с фильтром, проблем это не создаст. А остальным создаст полное ощущение бесфильтровой трубки. Ну, разве чуть попрохладнее и совсем чуток смягчено по вкусу. Гораздо меньше, чем при использовании фильтра, кстати.

Декорация — один из фирменных признаков «хансеновых» трубок — натуральная, то ли рог, то ли копыто. Что, впрочем, абсолютно равноценно с точки зрения материала. Из каких-то более-менее объективных недостатков — разве что мелкие шпаклёвки, впрочем, сделанные настолько аккуратно, что их не вдруг заметишь. Справедливости ради надо сказать, что шпаклёвок не бывало лишь в старших грэйдах «хансенов», D и E. Грэйды маркировались по возрастающей: A — самый младший, Е — самый старший. Р — бластовые трубки.

Словом, девайсы весьма интересные — к тому же, с гарантией выполнены пусть и молодыми тогда, но уже весьма опытными мастерами, чью фантазию в области форм ограничивала только фантазия же. Ну, и немного здравого смысла.

Его почти никогда слишком много не бывает.

========

* — «HJ» = «Hitler Jugend». Для немцев, сменивших лишь одно поколение от войны, никакого иного смысла в этих буквах не было.

** — Экземплификант — официальные или не очень ФИО, которые обычно применяются в случаях, когда невозможно указать истинные. Ну, просто неизвестны, или носители хотят сохранить инкогнито, или речь идёт о сферическом гражданине в цилиндрическом вакууме. В прежние времена у нас это был Иван Иваныч Иванов, нынче — Вася Пупкин. У американцев — Джон Доу, у французов — мсье Дюпон, у англичан — Джон Буль, у испанцев — Фуланито Менганито. Датчане использовали сочетание Ян Хансен, во всяком разе, сорок лет назад оно ещё было распространено.

 

Вес: 42,0 г

Рост: 131 мм

Диаметр чаши (внутр.): 21=>16 мм

Глубина чаши: 42 мм

Jan Hansen (Svendborg) freehand bent

 

 

 

Similar Posts: