По умолчанию трубочное редактирование сводится к следующим действиям:

1. Очистка трубки от следов жизнедеятельности предыдущего владельца. В неё, как правило, входит:

— полное, до дерева, срезание нагара

— промывка под горячей водой с использованием моющих средств; для трубок с рельефной финишной обработкой (руст и бласт) применяется зубная щётка

— очистка/санация дымканала мундштука.

2. Обработка дымканала чаши паром с одновременным удалением всяческой пакости, которая обычно там скапливается (особенно в дымканале), а именно:

— отпаривание дымканала чубука парогенератором и отмывка его до дерева спиртом и жёстким ёршиком

— мягкое прокаливание чаши на печке (зимой) или над эдектроплиткой (летом) для лучшего удаления посторонних запахов и прочих соцнакоплений

— «выдержка» прокалённых чаш в течение 2-3 дней на свежем воздухе (зимой — в прохладной мастерской), чтобы пересушенный бриар набрал адекватную влажность, и с ним можно было работать дальше.

3. Зачистка и полировка мундштука (снятие окисленных слоёв эбонита).

4. Расточка цапфы мундштука «на конус», если это требуется или возможно. Так, обычные мундштуки, как правило, цилиндрической сверловки, которая столь же обычно бывает меньшего сечения, чем дымканал чубука. В результате образуется «ступенька», которая действует как осадитель конденсата, да к тому же мешает его сливать. Вот это и удаляется посредством расточки. Однако же есть трубки, у которых цапфа специально заужена и входит этим сужением в дымканал чубука (например, многие Comoy и Charatan, да и вообще это у трубок Старой Англии не редкость), либо снабжена охладителем, удалять который не только не обязательно, но и нередко вредно (Comoy Grand Slam или Sasieni patented). Эти оставляю as is, но только если цел охладитель. Если нет — напротив, растачиваю шире обычного.

4. 1. Мундштуки под 9 мм и 6 мм фильтры всем бы хороши, но имеют один недостаток — при курении без фильтра собирают на уступе внутри мундштука влаги больше, чем хотелось бы. Обычно эта проблема решается вставкой. У которой та же проблема — уступ, просто ближе к дымканалу чубука.
Можно расточить вставку на конус. А можно сделать конус в мундштуке, тем самым убрав уступ-осадитель, оставив возможность при желании покурить трубку и с фильтром. Проверил в сравнении: девайсы, переделанные по этой схеме, курятся намного суше и вкуснее. По результатам переделал все свои фильтровые трубки.
Мундштук 9 мм в разрезе (до реставрации)
Трубочное редактирование: мундштук 9 мм в разрезе (после реставрации)

 

4. 2. Нередко бывает, что у мундштука изначально сделан весьма символический раструб. Это не лучшим образом сказывается на качестве курения: дым не рассеивается по полости рта, и вкус табака из-за этого воспринимается иначе, да и конденсата образуется больше, чем надо бы. Если оригинальный мундштук имеет качественный раструб сечения «острый равнобедренный треугольник», с ним ничего делать не нужно. А вот если раструб чисто декоративный (этим обычно грешат итальянские трубки, но и среди датских фабричных, и даже среди английских тоже встречается), я обычно растачиваю его до упомянутого сечения и шлифую изнутри. Так мундштук получает современную качественную инженерию, оставаясь внешне неотличимым от оригинального.

4. 3. Зачастую при очистке мундштука вместе с окислением приходится сносить и маркировку. Точнее — приходилось раньше. Теперь, если исходная маркировка хоть немного различима, я в большинстве случаев восстанавливаю её посредством углубления оригинального клейма и новой заливки белым или цветным лаком. Например, мундштучные клейма Charatan, Parker, Stanwell или Kriswill при сохранности хотя бы общего контура вполне можно восстановить. С клеймами BBB, GBD (речь о просечных штампах, а не металлических вставках) или Barling восстановить тоже можно, но они сложнее, сама работа намного тоньше и гарантии, соответственно, никакой. Тут исключительно на усмотрение заказчика. 

5. Полировка и — при необходимости — морение чаши. Также может потребоваться перешлифовка верха чаши, потому как он зачастую бывает оббитым или обугленным. Иногда при этом верх приходится заметно менять — делать гладким у рельефных трубок или закруглять края на манер трубок S. Bang (для чего изобретён термин «обангородить»). Впрочем, здесь я опять-таки стараюсь выяснять у заказчика, а нужно ли это. Кому-то может показаться красиво, а кто-то терпеть не может этих закруглений…

6. Повторное обкуривание неароматизированными вирджиниевыми смесями. Это, как правило, позволяет не только вернуть девайс к жизни, но и определить возможные проблемы или особенности поведения восстановленной трубки. Смеси эти, как правило, мои повседневники, вкус знакомый, так что сразу ясно, если что не так. Впрочем, обычно после всего перечисленного «не так» бывает очень редко, а проблемные трубки в продажу не попадают.
Иногда, если ситуация позволяет, я лезу со своим самоваром в дизайн трубки серьёзнее. Каждый подобный случай отдельно указывается в описании.
Джон Фредерик Пето и трубочное редактирование :)

О ценообразовании

Конкретно мои цены складываются из:
— покупной цены трубки (то, что выложил за неё я)
— реставрационной возни (может на 10 баков, а может и на 50)
— повторного обкуривания (табак + здоровье + время)
— опыта, позволяющего понять, сколько может стоить такая трубка.
Это факторы взаимозависимые, доля каждого в финальной цене всякий раз — разная.
Единственное исключение — трубки, прочно осевшие в моей личной коллекции. Поскольку каждая из них для меня — королева, то и цена у них будет королевская. В смысле — весьма далёкая от разумной.

Получить консультацию или ответ на свой вопрос о ремонте или реставрации трубок: bob.brbrus[@]gmail.com
Подробнее о реставрации на заказ, ремонте и изготовлении мундштуков (эбонит, акрил и пр.), а также расценках на эти и другие работы