Stanwell
REGD. № 969-48
Hand Made
In Denmark
Selected briar
70
Sold
Отдана в добрые руки

Динамика ибейских цен за последние несколько лет приносит любопытные открытия. Хотя в общем и целом она закономерна, если дело касается трубок, которых больше уже не станет, будь то трубки работы ушедших мастеров или ушедших фабрик. Их с годами становится всё меньше – проколы, поломки, энтузиазм населения…

Однако вот Stanwell – мануфактура вроде бы ещё не ушедшая. Однако тот Stanwell, чью славу вместе с основателем абсолютно заслуженно разделил Дед Иварссон… этих трубок действительно становится с годами всё меньше. И они совершенно заслуженно дорожают.
Почему заслуженно? Вопрос непростой. Как по мне, идейно Stanwell очень близка… к Charatan. Да-да, и вот почему: обе эти фабрики заслужили славу как массовые производства трубок ручной работы. Копий вокруг handmade ломано без счёта, и снобы немедля примутся кривить губу – ну, батенька, какая ж тут ручная работа? Да и сравнивать нашёл тоже с кем. Сравни хотя бы цены!
Сравнивал. Высшие грэйды Charatan – не в счёт. Это трубки, изначально нацеленные на higrade, а Пола Стэнвелла и Деда Иварссона понты если и волновали, то куда менее Лэйна. Родственность именно в том, что трубки и там, и тут делали куда более вручную, чем на остальных фабриках. Принципиальное отличие Stanwell в том, что дизайнер там был один. Ну, почти один, если не считать, что несколько старых шейпов сработаны Бабушкой Юлей (тогда, правда, вовсе не бабушкой, а забойной жизнерадостной тёткой). Но – копиров не было и на Stanwell, и на Charatan. Правда, если у англичан поощрялось и приветствовалось самостоятельное творчество мастеров, то Stanwell скорее была школой, где будущие мастера учились профессии, выдерживая заданные Дедом формы. В итоге обе фабрики стали массовыми производствами handmade трубок.
Именно поэтому – даже с учётом двукратного повышения средней цены, – трубки Stanwell производства до конца 70-х остаются бесспорными чемпионами по сочетанию цены и качества. Чтобы это звание утратить, они, по моим прикидкам, должны подорожать в среднем до 200 вечнозелёных. Да и то не факт – канадки «старого» Stanwell, например, уже двухсотенный рубеж миновали, при этом оставаясь всё в том же оптимальном сочетании.
Самый простой способ датировки этих трубок – по регистрационному номеру. После ухода Пола Стэнвелла началась глобальная перестройка на фабрике. Одним из результатов этой перестройки стало появление копиров, а другим – уход «регнума» из фабричного клейма. Но дело не в копирах и клейме. Изменился подход к работе. Кто хорошо чувствует форму и стиль, даже не глядя на клеймо, угадает возраст стэнвелловской трубки хотя бы в пределах «до или после Пола». Те, которые «до», отличает трудно описуемая, но безошибочно угадываемая… ну, я бы назвал это «нежностью». Более поздние трубки кондовее, грубее, жёстче. Это, повторюсь, непросто описывать словами, но достаточно положить два прибора разных периодов рядом – и всё станет ясно.
Сегодня «регнумовские» трубки Stanwell – объект коллекционирования, причём весьма благодарный хотя бы потому, что только Дед Иварссон подарил фабрике около 80 шейпов (данные в разных источниках плавают от 40 до 140), а после него изрядно поработали и Том Элтанг, и Джесс Хонович. Опять же, есть солидный пласт малых серий, сделанных для магазинов или торговых сетей, для чемпионатов и юбилеев. По самым скромным прикидкам немецких коллекционеров, общее количество шейпов за всю историю фабрики приближается к полутысяче. Представляете коллекцию?
Вот именно. При этом все трубки – качественной работы на уровне midgrade. Ну да, и они дорожают – процесс движется неуклонно. Продажа фабрики китайцам, мнимая или реальная, тому немало поспособствовала.
Что же до этой конкретной трубки, тут всё просто: форма безусловно сикстеновская, для этого даже не нужно лазить в таблицу шейпов, ибо дедов стиль угадывается безошибочно. Впрочем, если слазить, там найдётся подтверждение: 70-й шейп – сикстеновский. Курена барышня чаще всего Dark Kentucky Flake, да ещё бычеглазом, чтобы кентукки не пропитывалась. Чуть занижено дно чаши – скорее всего, всё-таки процарапано хреновым риммером. Проблем в курении это не создаёт, хотя в этом деле трубочка немного строже, чем обычно бывают «стэнвеллы». Но не настолько, чтобы этого бояться.
Табака бояться – трубку не набивать.
Вес: 39,8 г

Рост: 138 мм

Диаметр чаши (внутр.): 20 мм

Глубина чаши: 32 мм


Similar Posts: