Stanwell
REGD. № 969-48
Silhouette
Made in Denmark
Modele depose
75
Отдана в добрые руки

Handmade иль не handmade? Вопрос сей периодически восстаёт из пепла даже по адресу безусловно мастерских трубок. Разумеется, можно обзывать Формера токарем. Но вот вам токарный станок — и милости прошу, повторите то, что делает старина Ханс. Думается, пары-тройки запоротых блоков хватит, чтобы понты упрятать до лучших времён.
Впрочем, это так просто не выключить. Стоит завести речь о мануфактурных трубках — и нате-здрасте, четвертной за рыбу деньги! Можно подумать, токарный станок — аккумулятор смертного греха для трубочного мастера. Пусть чашу ложкой точит, иначе немедля отказать ему в святом праве на имя мастера! А уж в масштабах фабрики и вовсе никакого handmade быть не может по определению. Потому что фабрика.

Меня, честно признаться, эти проблемы не мучают. И я даже не готов понять тех, кого таки мучают. Потому что иначе, чем снобизмом, мучения сии не обусловлены. Всего-то делов, что задуматься: а так ли уж важно, каким инструментом выточена трубка? Любой инструмент не может быть хорош или плох сам по себе. Хорошим или плохим его делают руки, которые им пользуются. Как-то так.

Именно поэтому считал и считаю, что трубки, несущие клеймо «Made by hand» или ему подобное, сделаны вручную вне зависимости от того, на какой фабрике они произведены. Серийные трубки режут на копире. Это относится как к большинству староанглийских мануфактур, так и почти к любой датской фабрике. Разумеется, до той поры, пока на фабрике не устанавливают помянутый копир.
Stanwell не имел этого сомнительного девайса вплоть до середины 70-х годов ХХ века. Трубки резали вручную, особенно фрихэнды, коих было заметно больше классики — всё-таки Дед Иварссон над шейпами работал, а это вам не баран чихнул. А тиражировали эти шейпы начинающие мастера. Которым, разумеется, хотелось выйти в продолжающие и состоявшиеся. Единственный же возможный путь в этом случае — доказать работой, что ты способен на большее, нежели работа по чужому лекалу.
Результаты такого подхода я уже описывал, так что процитирую себя, любимого.
Именно поэтому — даже с учётом двукратного повышения средней цены, — трубки Stanwell производства от начала фабрики и до конца 70-х остаются бесспорными чемпионами по сочетанию цены и качества. Чтобы это звание утратить, они, по моим прикидкам, должны подорожать в среднем до 200 вечнозелёных. Да и то не факт — канадки «старого» Stanwell, например, уже двухсотенный рубеж миновали, при этом оставаясь всё в том же оптимальном сочетании.
Самый простой способ датировки этих трубок — по регистрационному номеру. После ухода Пола Стэнвелла началась глобальная перестройка на фабрике. Одним из результатов этой перестройки стало появление копиров, а другим — уход «регнума» из фабричного клейма. Но дело не в копирах и клейме. Изменился подход к работе. Кто хорошо чувствует форму и стиль, даже не глядя на клеймо, угадает возраст стэнвелловской трубки хотя бы в пределах «до или после Пола». Те, которые «до», отличает трудно описуемая, но безошибочно угадываемая… ну, я бы назвал это «нежностью». Более поздние трубки кондовее, грубее, жёстче. Это, повторюсь, непросто описывать словами, но достаточно положить два прибора разных периодов рядом — и всё станет ясно.
Сегодня «регнумовские» трубки Stanwell — объект коллекционирования, причём весьма благодарный хотя бы потому, что только Дед Иварссон подарил фабрике около 80 шейпов (данные в разных источниках плавают от 40 до 140), а после него изрядно поработали и Том Элтанг, и Джесс Хонович. Опять же, есть солидный пласт малых серий, сделанных для магазинов или торговых сетей, для чемпионатов и юбилеев. По самым скромным прикидкам немецких коллекционеров, общее количество шейпов за всю историю фабрики приближается к полутысяче. Представляете коллекцию?
Конец цитаты.
Конкретно эта трубка произведена, скорее всего, в конце 60-х или начале 70-х. Почему так полагаю? А по типу финиша. Линейка «Силуэт» под чёрным шеллаком появилась именно тогда. Можно усмотреть здесь заимствования у Dunhill, которые этот тип финиша использовали примерно в те же годы. Действительно, похоже. Правда, цена отличается, и заметно. А вот насчёт качества я бы ещё поспорил. Особенно если учесть ручную работу там, где Dunhill применял станок. И то, что каждую трубку обычно резал один человек — и чашу, и мундштук. Разве что финиш, если это был рельеф или вот как тут, шеллак, делали специально заточенные товарищи. Словом, каждый сам решает, для себя же я определил так: трубки Stanwell эпохи Пола — мастерские. Ручная работа. И потому им очень ещё есть куда расти в плане цены.
Особенно с учётом того, что больше-то их не становится.
Вес: 41,6 г
Рост: 147 мм
Диаметр чаши (внутр.): 19 мм
Глубина чаши: 37 мм

Similar Posts: